НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Решение есть

НАРУШЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Решение есть

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПО ВОЗРАСТАМ

Родители с нетерпением ждут, чтобы услышать первые слова своего малыша, которые звучат для них как песня. Наиболее интенсивно ребенок развивается в первые годы жизни, активно формируются и речевые навыки. Хорошо, когда речь ребенка формируется в мире богатом звуками, шумами, мелодиями и речью окружающих людей.
Развитие речевых навыков тесно связано с формированием двигательных навыков и последовательно проходит этапы гуления, лепета, отдельных слов и словосочетаний (фраз). Формирование психических функций идет через понимание речи и выражения более сложных понятий. Речь позволяет не только самим выражать свои мысли, чувства и желания, но также служит для понимания и освоения поступающей информации, лежит в основе коммуникации.
Одинаковых детей не бывает, каждый ребенок развивается по-своему, индивидуальному плану, связанному с генетическими особенностями, окружением, обучением и воспитанием малыша с первых дней жизни. Однако, существуют основные этапы развития, которые проходят большинство детей и есть симптомы, которые нельзя игнорировать, а нужно незамедлительно обратиться к врачу.

От 3-6 мес.

В возрасте 3-6 месяцев ребенок начинается отвечать улыбкой на ласковую речь, настораживается при громких звуках, узнает материнский голос, плачет, если устал или хочет есть, спать, поворачивает голову и фиксирует взгляд на источнике звука. Следит за лицом, движением губ, подхватывает звуки, которые произносит взрослый, повторяет один и тот же звук, старается подражать интонациям взрослых. К 6 месяцам большинство младенцев различают основные звуки родного языка.
Не поворачивается на голос.

От 6-9 мес.

В период от 6 до 9 месяцев у малыша появляется лепет, он начинает повторять слоги ба-ба, дя-дя, ди-ди, де-дя, сопоставляет их с определенными людьми. Ребенок реагирует на свое имя, настойчиво пытается копировать интонацию, мелодию, ритм речи взрослого, растет количество слогов и лепетных слов. Могут проскальзывают отдельные короткие слова.
! Не повторяет звуки, не смеется, нет лепетной речи.

От 9-12 мес.

С 9 до 12 месяцев ребенок начинает издавать длинные цепочки звуков и использовать указательный жест пальцем. Уже знает «пока-пока», ближе к году спонтанно произносит короткие, «облегченные» слова — «ма-ма», «па-па».
Нет указательного жеста, не говорит ма-ма, па-па.

От 1-1,5 года

От 1 до 1,5 лет малыш начинает выделять части своего тела, выполняет простые инструкции — «иди сюда», «сядь». Использует в речи не менее 4 согласных звуков -п, -н, -д, -г, -х, -в. Произносит около 6-8 слов. Показывает на предмет или игрушку, которые хочет взять, произнося первые звуки или слоги названия.
Не выполняет примитивные команды (принеси, иди, сядь).

От 1-2 лет

С 1,5 до 2 лет ребенок отвечает на такие инструкции, как «надень свою обувь», «отдай маме». Быстро расширяется словарный запас, составляющий около 20 слов. Может правильно использовать до 2 простых слов. Активно копирует жесты и слова взрослых, имитирует звуки, которые издают животные. Может использовать в разговоре интонацию, говорить громко или шепотом. Начинает использовать в речи местоимения «я», «мне».
Не говорит слов, не обращается к родителям.

С 2-3 лет

С 2 до 3 лет словарный запас ребенка составляет около 50 слов, начинает использовать в словах больше согласных звуков. Ребенок отвечает на вопрос «кто это?» Появляются вопросы и отрицания.
Говорит мало слов (5-10), невербальное общение.

С 3-4 лет

С 3 до 4 лет ребенок понимает, что такое множественное число, использует слова «твое», «ей». Отвечает на вопросы «кто?» «почему?» «сколько?». Может построить предложение из 3-4 слов. Использует союзы -и, -или, -но, активно употребляет в речи звуки -п, -м, -н, -б, не заменяет -г, -к на -д, -т, может произносить звуки -р, -л, -с, -ш, -х, -з, выговаривать согласные в конце слова, например «банан».
Не прибавляется словарный запас, моторные навыки.

С 3-4 лет

С 4 до 5 лет ребенок способен выбрать на картинке одинаковые рисунки и выделить лишнее. Речь становится больше похожа на взрослую. Формируется повествовательная речь, ребенок может пересказывать истории и давать свои объяснения. Получается согласная перед -я («гу-лять»), в начале слова и в середине, устойчиво пользуется звуками -к, -г, -ф, -р. Получается выговаривать две согласные в слове («гром» «игрушка»). Не удаляет безударные слоги в словах («мо-ло-ко», «гул-ять»).
Не говорит короткими предложениями, не играет с детьми.

С 5-7 лет

С 5 до 7 лет ребенок строит сложносочиненные развернутые предложения, умеет соотносить часть и целое, находит сходства и различия, умеет обобщать и понимать причинно-следственные связи, основываясь на своих системных знаниях, а не на языковых навыках. Понимает юмор, метафоры. Не заменяет твердые согласные мягкими, четко произносит «р», «л», «м», «н», правильно говорит «с», «з», «ф», «х».
Речь непонятная, смазанная, аграмматичная.

Навыки родного языка, формируясь с рождения, играют значительную роль в профилактике и коррекции речевых задержек, а помощь семьи в формировании речи уже с раннего возраста улучшает возможности дальнейшего школьного обучения и социального взаимодействия. Во всех случаях, при первых или вторичных нарушениях речи, при распознавании проблем речевого развития в первые годы жизни, дети могут добиться значительных улучшений в пополнении словарного запаса, коррекции звуков, формировании фразовой речи и фонематического слуха.